Вспомните, сколько обвалов на карьерах произошло за последнее время. Несколько часов горняки памятного «Восточного» провели под завалом: 154 человека, 500 метров породы. Только чудом никто не пострадал. Периодически недобрые вести приходят из Норильска: с неприятным постоянством здесь случаются обвалы при добыче, причём и с человеческими жертвами. Как ни крути, а доставать из-под тяжести породы куда проще бездушную технику. Этот аргумент — главный в пользу беспилотной техники.
«Все мы знаем, что зарплаты операторов спецтехники не слишком высоки. Это звучит жёстко, но предприятиям дешевле оплачивать людской труд, чем вкладываться в автоматизацию. Это так даже с учётом возможности несчастного случая. Точнее, так было до недавнего времени. Но в последние годы растут требования к безопасности производства, совершенствуется техника. И предприятия начинают задумываться, как можно минимизировать пресловутый человеческий фактор», — говорит начальник отдела внедрения ООО «Снабремсервис» Игорь Важинский.
Голосуем рублём
Есть у добывающих компаний и другие причины интересоваться самоходной техникой. Как и любой робот, она способна оптимизировать затраты компании.
Машина не болеет, у неё не бывает плохого настроения, её внимание нельзя отвлечь. К тому же российские работники очень изобретательны в части возможностей обойти систему.
«Вот история из моего опыта работы в горнодобывающем секторе. Операторы ПДМ догадались возить не руду, а пустую породу. В итоге: километраж — по документам, система видеонаблюдения никаких ошибок не выдаёт, а отгруженной руды-то нет! Оператор свои зарплату с премией получил, а предприятие, получается, деньги потеряло», — рассказывает Игорь Важинский.
«Самоходная техника более стабильная, предсказуемая и безопасная в эксплуатации. Она обеспечивает сокращение штата, точность выполнения работ, безопасность. Кроме того, это сокращение расходов на инфраструктуру для персонала, стабильность эксплуатации оборудования (повышение КТГ за счёт работы в рамках заводских параметров, отсутствие человеческого фактора, предсказуемость горных работ). Автономные самосвалы могут повторять траектории движения во время рабочих циклов с точностью до нескольких сантиметров», — подытоживает специалист Komatsu, не пожелавший светить своё имя.
Потому-то это направление сегодня и значится в числе развивающихся и перспективных.
Игорь Важинский рассказывает, что в 2014 году, когда компания «Снабремсервис» только начинала работать в этой сфере, стартовала она с самого простого элемента — установки систем видеорегистрации. Этакий маленький кирпичик в фундамент автоматизации: по видео можно было отследить работу техники и сделать ретроспективные выводы о нарушениях.
«Тогда у наших заказчиков не было потребности в машинах на дистанционном управлении. Да, на некоторых предприятиях такие машины работали, но, вероятнее всего, просто потому, что это решение сразу предлагал производитель. Сейчас же поступают именно запросы от добывающих компаний: они сами стремятся оснастить технику системой автоматизации», — говорит специалист «Снабремсервис».
В уровень
Играли когда-нибудь в радиоуправляемые машинки?
Она — в прямой видимости, но физически вы не влияете на траекторию её движения — только с помощью пульта. А теперь увеличиваем машину до масштаба 1:1 и существенно поднимаем её стоимость.
Примерно так выглядит простейший уровень автоматизации горно-шахтной техники.
Всего специалисты выделяют четыре уровня развития этого направления. Для того, чтобы охарактеризовать нынешний этап становления самоходной техники в России, необходимо разобраться, до чего в принципе дошёл прогресс.
Итак, второй уровень предусматривает телеметрическую систему управления. Техника совершает свой путь по выработке — шахте или карьеру, а оператор не видит её непосредственно, а ориентируется на информацию с камер и датчиков. По радиокомандам машина выполняет необходимую работу.
На третьем уровне один оператор регулирует деятельность уже нескольких единиц техники, а она перемещается по алгоритму, заложенному программой. Оператор контролирует процесс, если необходимо, вносит корректировки.
Ну и, наконец, четвёртый уровень — это полная автоматизация, когда техника работает абсолютно самостоятельно, совершенно без участия людей. Да, все данные стекаются в диспетчерский пункт, но оператор лишь присматривает за железными работниками, особо не вмешиваясь в их трудовой день.
«Автоматизацию второго уровня я наблюдал на руднике «Удачный» (АЛРОСА). На выработке работает ПДМ, а на специально выделенной площадке сидит оператор и управляет ей. Правда, это решение установлено в экспериментальном порядке, специалисты компании говорили, что пока не собираются его масштабировать. Наиболее продвинутым предприятием в мировом масштабе считается австралийско-британский концерн Rio Tinto, который использует 73 беспилотных карьерных грузовика. Это представители третьего уровня автоматизации. Машины оборудованы датчиками, заложены программы и алгоритмы, а операторы находятся на расстоянии нескольких километров и контролируют работу машин. А грузовики сами загружаются, сами отвозят породу в нужную точку, сами разгружаются», — описывает «чудеса техники» Игорь Важинский.
Автоматизация по-русски
Россия пока находится, так скажем, в начале пути, наши самые популярные решения относятся к первому уровню, хотя есть прецеденты и более совершенных решений. В целом же единиц беспилотной тяжёлой техники у нас пока немного.
Достижения и существенные результаты всё чаще фиксируются за иностранными добывающими компаниями. Наши промышленники пока воспринимают безлюдную технику как новинку.
«В России эта технология пока не развита в силу ряда причин экономического, технического характера, а также особенностей государственного регулирования. На данный момент система не является распространённым продуктом по причине узкой специализации её применения. Решение применяется в основном в странах с недостатком рабочей силы и её высокой стоимостью. Наибольшее распространение система получила в Австралии, так как там все эти факторы присутствуют. Здесь более высокие требования к проведению горных работ по сравнению с другими странами, что также делает систему преимущественным выбором для клиентов», — объяснил специалист Komatsu.